1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 1,00 out of 5)
Загрузка...
925 views

Турмаршрут «Олоҥхо үөскээбит дойдута»

 

 

Маршрут тура: Дэбдиргэ – Көндү – Кулаада – Киэн Сыһыы – Харан Табы — Бээһэкээн — Дьиэрэннээх – Дэбдиргэ                                                                

1.  Дэбдиргэ

с. Дэбдиргэ  имеет эвено – эвенкийское происхождение, означает жертвоприношение духам земли, якутское – «салама» — подарок духам земли, которые обитают на березах.

Дебдирге (якут. Дэбдиргэ) — село в Таттинском улусе Якутии. Административный центр и единственный населённый пункт Игидейского наслега.Население — 753 чел. (2021).

Село расположено на северо-востоке центральной части региона. Основано село Дебдирге в 1930 году. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года N 173-З N 353-III село возглавило образованное муниципальное образование Игидейский наслег. Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения якуты составляли 91 % от общей численности населения в 846 чел.

Основная деятельность населения — животноводство (мясо-молочное скотоводство, мясное табунное коневодство).

Основные объекты — Дом культуры, средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения, почта, МЧС, котельная филиала ГУП ЖКХ Таттинского улуса, ветеринарный пункт, масло-молочный цех, административное здание Игидейский наслег, СХПК «Эрэл» и торговые точки частныхмагазинов.

По архивным данным слово «Игидэй» — имя мужчины, имеет тюрско – монгольское происхождение.По-эвенкийски “Игидей” означает “крепкий, теплый”, а слово “Дэбдиргэ” – жертвоприношение духам земли.Здесь находятся памятники древней архитектуры: в местности Уулаах Аранас – остатки каркаса якутской берестяной урасы. В аласе “Кулаада” с XVIII века жили четыре поколения богачей Оросиных, здесь сохранились их дом, балаган, коновязи-сэргэ.

Сохранилась и усадьба, где жил ссыльный-народник Пекарский Э.К., создавший знаменитый “Словарь якутского языка”.

Герб Игидейского наслега презентован общественности в октябре 2015 года. «Геральдическое описание символики флага и герба Игидейского наслега, где в свое время Платон Ойунский создал свое бессмертное произведение «Улуу Куданса» («Куданса Великий»): В золотом поле зеленый росток дерево жизни Аал-Луук мас. Верхняя часть с тремя лепестками, внизу корень Аал-Луук мас. На вершине дерева жизни Аал-Луук мас сидит птица Ытык Чыыбыыстаан. В центре герба художественно-стилизованное изображение якутского национального лировидного узора «Кегуэр ойуу» (растительный узор) – символ силы и мудрости. Узор представляет росток дерева жизни Аал-Луук мас. Ветвь – символ вечности, плодородия и развития Игидейской земли. Птица Ытык Чыыбыыстаан – символ духа родного языка. Солнце – символ жизни, тепла».

По сообщению Б.Вольфова. Источник — http://sakhalife

Усадьба А.Ф.Боярова.

   Известный государственный деятель, журналист, переводчик А.Ф. Бояров родился в 1896г. Игидейском наслеге Ботурусского улуса. 4 года учился в Арылахской школе, затем окончил двухклассную школу в Якутске в 1916 г.

       В 1916 — 1919 годах учился в Иркутске в учительской семинарии. Большой подмогой стали 30 рублей, собранные для него земляками. В эти годы стал участникам молодежных революционных движений, познакомился с одним из первых якутских революционеров С.В. Васильевым, вел работу по его освобождению из тюрьмы. Годы учебы дали ему многое расширился его кругозор, появился интерес к литературной деятельности. Возвратившись на родину работал переводчиком в охотоведческой экспедиции, затем стал учителем для эвенкийских детей в Усть – Мае и Нелькане. Особое внимание уделял улучшению жизни эвенков. В 1920 г. Якутский губревком назначил его председателем Усть – Майского волостного ревкома.

      В 1921 г. начав работу заведующим Черкехской школы, в рядах красного отряда сражался против бандитов. В 1922 г. назначен заведующим отделом политпросвещения наркомата образования и здоровья ЯАССР. Организаторские способности, таланты руководителя полностью раскрылись в деятельности по организации первых народных домов, клубов читательских изб, пунктов ликбезов. В 1924 г. его назначили народным комиссаром. На этой должности проработал до середины 1930 г. в 1927 – 1929 гг. успешно учился в Москве в академии им. Н.К. Крупской. В это время никогда не прерывал связи с делом образования в республике. Его мечта – создание в Якутии образцовых школ. Вел активную переписку с академиком Э.К. Пекарским и М.К. Аммосовым по вопросы открытия школы в I Игидейском наслеге Таттинского улуса, результатом которой стало строительство новой школы в 1926 г. Добился присвоение школе им. Э.К. Пекарского, того, что школа стала опорной базой института повышения квалификации учителей.

       Алексей Федотович вел разностороннюю просветительскую работу, занимался научным трудом, руководил группу научно – литературному переводу. Был организатором и руководителем обществ «Манчаары», «Саха Кэскилэ», «Ыраас олох». Совместно с Черных – Якутским перевел на русский язык «Кыһыл Ойуун» П.Ойунского, сделал переводы на якутский язык произведения А.С Пушкина,  М.Горького и других писателей. Было записано олонхо Д.Говорова «Мүлдьү Бөҕө», написал много статей.

        В 1936 г. работал ученым – секретарем в научной библиотеке. В 1938 г. по лоржному доносу был арестован как враг народа, умер 1942 г. Светлое его имя реабилитировано в 1956 г.

     Делегат I,III,V,VII съездов Советов, делегат II,III, V, VII съездов исполнительского комитета Якутии.

Юрта семьи Бояровых

 Юрта построена в ХIХ веке, площадь юрты – 36 кв.м. Здесь жили отец и мать А.Ф.Боярова, передана родственникам Прокопаю и Прасковью Бояровым. Сам Алексей Федотович жил в детские и юношеские годы. Он первый нарком просвещения , здравоохранения и социального обеспечения. Журналист, публицист, переводчик, проводил большую работу по укреплению якутской школы, развитию письменности народа, ликвидацию безграмотности, боролся за коренное улучшение санитарного состояния улусов. Записал олонхо «Бүдүрүйбэт Мүлдьү Бөҕө» у Говорова Д.М. По его инициативе Игидейской школе присвоено имя академика Э.К.Пекарского. Руководитель усадьбой – родственница А.Ф.Боярова отличник культуры РС(Я), библиотекарь Заболоцкая Ф.В.

   2. Көндү

23.10.1917г. – Акт об открытии Игидейского одноклассного училища в местности «Көндү». Первый учитель Сивцев Иван Афанасьевич.

3. Кулаада

Кулаада- тюрское слово.

«Кулаада» — административный центр Дьиэрэннэхского наслега в 20 – 40 –е г.г. (ныне Игидейский наслег).До сих пор этот алас является летником для животноводов. Каждое лето сюда приезжают десятки семей, чтобы отдохнуть на лоне прекрасной природы, т.к. здесь пастбища плодородные, имеются все условия для летней фермы. Раньше на этом месте был колхоз «Кыһыл Кулаада». С ХVIII века 4 поколения Оросиных жили в этих местах. Сохранился деревянный пол, коновязи – сэргэ, амбар. С времен колхоза «Кыһыл Кулаада» сохранились некоторые жилые дома, сэргэ как памятники, түһүлгэ, где проводили ысыах.

Оросины — богатые, образованные якуты, имеющие авторитет и уважение среди народа. Круг общения – политссыльные Э. К. Пекарский, Н. А. Виташевский, В. Ф. Трощанский, В. М. Ионов, якутские богачи, купцы, интеллигенция и многие другие.

 

 

4.Киэҥ Сыһыы

Егор Оросин младший сын Василия Оросина. Жена Фекла Захаровна родом из Алдана. Они жили в местности Араҥастаах, Толоҕой Ойбоно Кулаады, Киэҥ Сыһыы и др. У них было 7 детей.

В этом аласе 19 апреля1898 г. поэт поэт, фольклорист – ученый А.Е.Кулаковский женился на дочери Е.В.Оросина Настайа. Она и её сестра Анна в этот день одновременно вышли замуж. Родители на 40 конях привезли приданое дочерей, поставили несколько сэргэ в честь особого торжества. Алас находится от Кулады на расстоянии в 2 км. Сохранились несколько сэргэ, остатки «хаһаа», где содержали коней.

Егор Васильевич Оросин за нелюбимую дочь он заломил огромный – 800 рублей калым. На эти деньги можно было купить 80 коров. Назначив огромный калым Егор Васильевич Оросин приданного за Анастасией не дал. Он прилично одел дочь, но, это было все, что получил от него Кулаковский. Восемь лет совместной жизни, которые были им отпущены Богом, прожили супруги в мире и согласии.

12 ноября 1900 года у А.Е. Кулаковского и его жены Анастасии Егоровны родился в Игидее первый ребенок, дочь Раиса и умерла младенчестве.

В 1900 году- с должности улусного писаря перешел на должность наслежного, жил у тестя Е.В. Оросина в I Игидейском наслеге, служил писарем 7-го участка Боотурусского улуса. В 7-й участок входили Игидейские наслеги.

19 марта 1902 года родилась дочь — Лариса.

12 мая 1903 года – родилась дочь Сусанна.

17 мая 1905 года родился сын- Ясон.

19 ноября 1906 года умерла жена Анастасия Егоровна Оросина-Кулаковская. Похоронена в церковной ограде Чичимахской церкви.

 

5. Харан Табы

Харан Табы – алас, где жил Константин Григорьевич Оросин. Он был хорошим тойуксутом, олонхосутом. Учился в частной школе Дмитриана Попова. Его дочь Евдокия училась тоже в этиой школе, помогала отцу собирать фольклор. К.Г.Оросин построил очень крупный балаган – юрту, где собирались тойуксуты, олонхосуты. По просьбе Э.К.Пекарского К.Г.Оросин записал со слов Егорова Егора Миновича олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в 1895 г. и передал это Пекарскому, который в 1907 г. напечатал в Санкт-Петербурге.

Константин Григорьевич Оросин (1859–1903)

Константин Григорьевич Оросин был известен в своем округе как талантливый олонхосут и народный певец. В фонде Э.К. Пекарского СПФ АРАН хранятся подлинники песен-импровизаций К.Г. Оросина: «Песня о сотворении матери-земли» и «Песня о водке». «Песня о сотворении матери-земли» была издана в №3 журнала «Саха саңата» («Голос якута»). Как писал Е.Д. Андросов, кроме вышеназванных песен, в репертуаре Константина Оросина были и другие произведения, которые не сохранились до наших дней, например, «Песня о Таатте», «Песня о наступлении лета», «Песня о танце ысыаха», «Песня хомуса», «Песня кукушки» и т.д. Г.У. Эргис писал, что «у Константина Оросина всегда бывало много стариков – знатоков старины, олонхосутов и певцов. Всех их он охотно слушал, причем молодым или слабым олонхосутам делал замечания как знаток олонхо, поправлял слова и стихи, дополнял сюжеты. Константин был даровитым олонхосутом, что доказывает запись олонхо о Нюргуне». К.Г. Оросин, кроме Э.К. Пекарского, дружил и с другими политссыльными: Н.А. Виташевским, В.Ф. Трощанским, В.М. Ионовым и др. Высоко оценивая Константина Оросина как мудрого, глубоко знающего устное народное творчество своего народа и порядочного человека, в феврале 1895 г., будучи участником Сибиряковской экспедиции, Э.К. Пекарский подарил ему общую тетрадь с надписью: «Родовичу I-го Игидейского наслега Ботурусского улуса Константину Григорьевичу Оросину для записывания якутских сказок и песен. 21 февраля 1895 года. Эдуард Пекарский». В этой тетради К.Г. Оросин написал в 1894 г. олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Олонхо было опубликовано в первом выпуске «Образцов» 1907 г. По версии педагога С.Е. Егорова, это олонхо Константин услышал в юности от олонхосута из соседнего Жулейского наслега Е.М. Егорова-Миинэ уола Джёгюёсэ и запомнил во всех подробностях. В 1947 г. Г.У. Эргис перевел текст олонхо К.Г. Оросина на русский язык и издал отдельной книгой, после чего оно стало объектом исследовательских работ советских и зарубежных эпосоведов. Так, впоследствии текст олонхо был переведен на французский язык Жаком Карро.

В 1880 г. К.Г. Оросин записал текст древнего олонхо “Дьулуруйар Ньургун Боотур”. Это событие стало своеобразным подвигом в увековечении якутского национального эпоса, признанного в 2005 году ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального наследия человечества.

6. Холбо

Холбо. Здесь жили Василий и Михаил Оросины. Сохранились амбары, часть дома с «хаппахчы» (комната для девушки), остатки фермы. Здесь раньше стояла берестяная моҕол-ураһа.

 

7. Бээһэкээн

Бээһэкээн. Здесь жили Михаил Николаевич и Мария Афанасьевна Оросины. Мария была тойуксутом и олонхосутом. За красноречие и скороговорку (чабырҕах) её прозвали Уот Субуруку Маарыйа, т.е «Говорящая так быстро, как огонь». В послевоеннон время в юрте М.Н.Оросина поставили тепловую станцию. Сохранились амбар, тойон-сэргэ.

 

 

8.Дьиэрэҥнээх

   Дьиэрҥнээх. Усадьба Э.К.Пекарского. До войны эта местность входила в территорию колхоза «Лыппа», позже «Чкалов». Была четырехклассная школа.

В 1881 г. голова Ботурусского улуса И.В.Оросин привез политссыльного – народника Э.К.Пекарского в Игидейский наслег, чтобы образованный ссыльный мог обучать местных к грамоте. За 18 лет , проведенных в этих краях, Э.К.Пекарский сделал немалого: написал словарь якутского языка, научил местных огородничеству, добивался передачи земель безземельным, собирал фольклор, В усадьбе сохранились дом (копия), амбар, конюшня — хаһаа, памятник, поставленный к 100-летию Пекарского.

 

Пекарский Э.К.  в 1881–1905 г.г., находясь в ссылке, жил и работал в рассматриваемой юрте по составлению якутско-русского словаря.  Он родился в 1858 г. в Минской губернии. В 1879 г. за участие в студенческих волнениях Харьковского ветеринарного института исключен из института. В 1881 г. осужден на поселение в Сибирь с лишением всех прав и состояния. Ссылку провел в Игидейском наслеге Ботурусского улуса в местности Дьиэрэннээх. Здесь же занялся составлением словаря якутского языка. В 1894–1896 гг. принял участие в Сибиряковской экспедиции ВСОРГО, положившей началу им сбора фольклорных, этнографических и языковых материалов. В 1912 г. за составление якутского словаря и издание книг «Образцы якутского устного творчества» Пекарский был награжден большой Золотой медалью ИРГО.

В 1905 г. Э.К.Пекарский по настоянию ученых-востоковедов был освобожден от ссылки и поступил на работу в Академию наук России. В 1927 г. за создание монументального Словаря якутского языка и был избран членом-корреспондентом АН СССР. Научные заслуги Пекарского Э.К. общепризнанны. Он был избран в 1931 г. почетным академиком АН СССР, являлся членом свыше десяти отечественных и зарубежных научно-исследовательских учреждений и краеведческих обществ. Умер в 1934 г. Э.К.Пекарский вошел в историю отечественной и мировой тюркологии как создатель «Словаря якутского языка», содержащего около 38 тысяч заглавных слов.

      Юрта со встроенным срубным домом, где жил в ссылке Пекарский Э.К. была построена в конце XIX в.   Она состоит из двух совмещенных помещений: якутского балагана (юрты) и срубного дома. При восстановлении сгнившие стены входного прируба и окладные бревна юрты и срубного дома были заменены на новые. Юрта по площади (6,1 х 5,8 м) превосходит срубный дом (4,4 х 4,3 м) (см. вкладыш 1). Юрта построена в традициях якутской национальной архитектуры – с наклонными внутрь стенами из круглых обтесанных бревен, закопанных нижними концами в землю. Углы юрты сработаны «в лапу» во внутрь помещения. Концы углов выступают за наружные стены юрты. Вход с прирубом в виде сени организован с южного фасада. Юрта имеет6 небольших окон без наличников. Внутреннее помещение юрты разделено перегородкой. Пол юрты составлен из плотно пригнанных обструганных досок, которых при Пекарском юрта не имела. Бревна, составлявшие стены юрты, в связи с ветхостью заменены новыми. Глинобитые, обмазаны слоем серой глины камельки в юрте и срубном доме отремонтированы печником Кладкиным А.Е. Наружные стены по периметру юрты обмазаны толстым слоем глины. Крыша юрты выпуклая, земляная, без кровли, покрыта листовым железом. Состояние юрты удовлетворительное. Проводится текущий поддерживающий ремонт. Вход, ведущий в пристроенный к балагану (юрте) срубный дом внутренний, из юрты. Дом срублен из крупных круглых бревен, состоит из 10 венцов, углы «в лапу». Небольшая перегородка образует темный без окон чулан. В южном фасаде дома 1, в северном 2 небольших окна без наличников и ставней. Без кровли, крыша земляная, покрыта листовым железом. Состояние срубного дома удовлетворительное, проводится текущий поддерживающий ремонт.  Юрта с пристроенным срубным домом имеет плоскую грунтово-деревянную крышу без кровли. Юрта представляет историко-этнографическую ценность как характерный архитектурный тип построекраспространенный в конце ХІХ – начале ХХ в.в. свидетельствующий о влиянии культуры русского населения на материальную культуру якутского народа.

     На отдельно стоящей перед фасадом юрты столбе прикреплена гранитная плита с надписью: «В этой юрте с 1881 по 1899 гг. политссыльный, крупнейший якутовед, почетный академик АН СССР Эдуард Карлович Пекарский (1858-1934). Юрта перевезена с местности Джеряннях». Юрта датирована концом ХІХ в. Перевезен из м. Дьиэрэннээх Игидейского наслега Таттинского улуса и восстановлен в августе 1977 — июне 1978 гг. рабочими отделения Дэбдиргэ совхоза «Таттинский». Работы по восстановлению проводил мастер С.Иевлев. При переносе объекта на старом месте остались окладные венцы срубного дома, а также пришедшие в ветхость столбы юрты. Вход с навесом сделан из нового материала.  Пол юрты составлен из плотно пригнанных обструганных досок, которых при Пекарском юрта не имела. Круглые бревна, составлявшие стены юрты, в связи с ветхостью заменены новыми. Печи якутского камелька в юрте и срубном доме новые, глинобитные. Наружные стены по периметру юрты обмазаны толстым слоем глины. Крыша юрты и срубного дома для сохранности от влаги покрыта листовым железом.